ШКОЛА 33

Советы социального педагога

 

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ

Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения проблемы можно попробовать при помощи особой методики – «шесть шагов».

Первый шаг
Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

Второй шаг
Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

Третий шаг
Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

Четвёртый шаг
Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг
Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг
Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

Рекомендации в помощь родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков 

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.

 

I.        Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.

1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы  учреждения:

·                    социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение  ресурсов   психологической адаптации учащихся;

·                    психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке,  направленной на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные  психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения.

2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие  вопросы:

·                    педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей); 

·                    возможности  образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков  навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);

·                    использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;

3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).

4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом  коллективе:

·                           теоретические и практические занятия по формированию у учащихся  культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);

·                           разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.

5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).

6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.

 

Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:

·         Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми

·         Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы

·         Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка

·         Трудности подросткового возраста

·         Помощь родителей детям с проблемами в обучении

·         Психологические особенности юношеского возраста

Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».

8. 

II.                Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:

1.       Внешний вид и поведение:

·   гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);

·   амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);

·   тихий монотонный голос;

·   замедленная речь;

·   краткость ответов;

·   отсутствие ответов;

·   ускоренная экспрессивная речь;

·   патетические интонации;

·   причитания;

·   склонность к нытью;

·   общая двигательная заторможенность;

·   бездеятельность, адинамия;

·   двигательное возбуждение.

2. Эмоциональные нарушения:

·   скука;

·   грусть;

·   уныние;

·   угнетенность;

·   мрачная угрюмость;

·   злобность;

·   раздражительность;

·   ворчливость;

·   брюзжание;

·   неприязненное, враждебное отношение к окружающим;

·   чувство ненависти к благополучию окружающих;

·   чувство физического недовольства;

·   безразличное отношение  себе, окружающим;

·   чувство бесчувствия;

·   тревога беспредметная (немотивированная);

·   тревога предметная (мотивированная);

·   ожидание непоправимой беды;

·   страх немотивированный;

·   страх мотивированный;

·   тоска как постоянный фон настроения;

·   взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

·   углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

3. Психические заболевания:

·   депрессия;

·   неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

·   маниакально-депрессивный психоз;

·   шизофрения.

4. Оценка собственной жизни:

·   пессимистическая оценка своего прошлого;

·   избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;

·   пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;

·   отсутствие перспектив в будущем.

5. Взаимодействие с окружающими:

·   нелюдимость, избегание контактов с окружающими;

·   стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;

·   склонность к нытью;

·   капризность;

·   эгоцентрическая направленность на свои страдания.

6. Вегетативные нарушения:

·   слезливость;

·   расширение значков;

·   сухость во рту («симптомы сухого языка»);

·   тахикардия;

·   повышенное артериальное давление;

·   ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;

·   ощущение комка в горле;

·   головные боли;

·   бессонница;

·   повышенная сонливость;

·   нарушение ритма сна;

·   отсутствие чувства сна;

·   чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;

·   запоры;

·   снижение веса тела;

·   повышение веса тела;

·   снижение аппетита;

·   пища ощущается безвкусной;

·   нарушение менструального цикла (задержка).

7. Динамика состояния в течение суток:

·   улучшение состояния к вечеру;

·   ухудшение состояния к вечеру.

Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

 

III.                  Виды суицида:

·                               демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);

·                               самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);

·                               истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

 

IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:

·   отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;

·   резкое повышение общего ритма жизни;

·   социально-экономическая дестабилизация;

·   алкоголизм и наркомания среди родителей;

·   жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;

·   алкоголизм и наркомания среди подростков;

·   неуверенность в завтрашнем дне;

·   отсутствие морально-этических ценностей;

·   конфликт с друзьями или педагогами;

·   потеря смысла жизни;

·   низкая самооценка, трудности в самоопределении;

·   безответная любовь;

·   отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

V. Меры, которые может предпринять педагог:

·         для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;

·          при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке,  педагог рекомендует родителям  обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;

·          при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;

·          в случае неявки родителя в школу или  невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;

·          в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;

·          все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).

VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

·         необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;

·         необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

·         необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;

·         необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;

·         нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;

·         необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

 

Дата последнего обновления страницы 04.07.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»